Георгий Затикян

There are no translations available

ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЯЗЫК ИСКУССТВА


Учась в Ереванской музыкальной школе, по классу фортепьяно я понял, что музыка и живопись бесконечно близки, музыкальные образы Баха, Скрябина открывали перед моим взором фрески Микельанжело, полотна Эль Греко. Я часто ходил в Музей русского искусства в Ереване, основная коллекция картин которого была подарена музею доктором медицины, профессором А.Я.Абрамяном и составлена из произведений художников XIX – начала XX. Всматриваясь в яркие краски картин Сарьяна, я слышал музыку Хачатуряна. Поэзия живописи Нестерова, Левитана, Крымова, Ромадина была созвучна в моём восприятии с музыкой Верстовского, Чайковского, Рахманинова. Созерцая полотна великих европейских живописцев Рубенса, Фрагонара, Курбе меня охватывало волнение такой же силы как от чарующих музыкальных акварелей Моцарта, произведений Россини, музыка которого пронизана импрессионизмом. В это же время я увидел каталог «Дар Н.С.Аржанникова», публикацией которого Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» начинало серию изданий, посвящённых теме «Музей и коллекционер». Из каталога я узнал об увлекательной страсти собирательства. Во мне возникло непреодолимое желание всерьёз заняться коллекционированием живописи, графики, пластики малых форм. Понимая, что я не специалист в области изобразительного искусства, поскольку не имел искусствоведческого образования, а всего лишь страстный любитель и поклонник живописи я стал читать монографии и статьи искусствоведов Алпатова, Грабаря, Червонной, Нехорошева, Кончина. Перелистывая страницы журнала «Огонёк» я наткнулся на удивительно интересные рассказы о художниках журналиста Игоря Долгополова, написанные живым, поэтическим языком.
Переехав в Москву, я имел счастливую возможность ходить в Государственную Третьяковскую галерею, музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, посещать выставки в ЦДХ, ЦВЗ. Неоднократно совершать поездки в Санкт – Петербург и старые русские провинциальные города. Помогло расширить знания по европейскому искусству поездки в Париж, Афины, Рим, где ознакомился с коллекцией Лувра, Акрополя, перечитал монографии о русских художниках: Фловицом, Брюллове, Семирадском, Айвазовском, Сурикове, Репине, Врубеле, Серове, Коровине. Я понял, что охватить все направления в живописи – задача для начинающего коллекционера невыполнимая. Как человек глубоко верующий в Бога, я решил начать собирательство произведений изобразительного искусства, в той или иной степени отражающее моё мировоззрение. Первые же шаги показали всю трудность задуманной мною цели. Я познакомился с широким кругом художников, посетив почти все мастерские Москвы, Санкт Петербурга и малых городов России, знакомясь с новыми именами, новыми художниками. И вот уже несколько лет я собираю коллекцию живописи и графики близкую моему сердцу, моим убеждениям, основанным на глубокой вере в Бога.
Я продолжал собирать свою коллекцию, считая главной задачей показать широкой публике забытые работы, порой, годами пылившиеся на стеллажах, или висящих на стенах тёмных коридоров мастерских, и тем самым вытащить имя художника из забвения, дать возможность искусствоведам определить их достойное место в современном искусстве. Чтобы добиться этой цели необходимо выходить и на тех людей, которые любят и собирают изобразительное искусство, имеют свою домашнюю коллекцию живописи и графики как старых, так и современных художников. Чаще всего им удаётся собрать вещи созвучные их душам. Страсть к собирательству произведений живописи, позволила мне познакомиться с известным «галеристом» Виктором Шпинглером, которому интересно добывать малоизвестные шедевры, "раскручивать" порой незаслуженно забытых художников, издавая монографии о некоторых из них. В Москве немало собирателей живописи. Известный российский скрипач дирижёр камерного оркестра заинтересовался некоторыми собранными мною за эти годы картинами. Пейзаж «Хива» Риммы Исаковой покорил его своим колоритом, прозрачным жарким воздухом Азии, бирюзовым мерцанием купола мечети. Естественно, я уступил эту картину маэстро, зная, что она займёт достойное место в его домашней галерее, радуя не только самого музыканта, но и его близких друзей.
Познакомился я и с известным искусствоведом, почётным академиком РАХ, писателем Юрием Ивановичем Нехорошевым. Его блестящие, остроумные, пересыпанные весёлыми воспоминаниями и байками рассказы о художниках середины XX века расширили мои знания. В беседах с ним я многое узнал о художниках. На прощание он подарил только что вышедшую из печати книгу «Художники – шестидесятники». Ставя свой автограф, Юрий Иванович сказал: - Георгий, вы ведёте большое и нужное дело. Пусть эти книги дополнят вашу библиотеку. В «Шестидесятниках» я пишу о Церетели, Коржеве, Сидорове, Оссовском и других - это первый том, а вскоре заканчиваю второй том книги, и обязательно подарю её вам, как только она выйдет в свет.
На сегодня моя коллекция насчитывает восемьсот восемнадцать произведений искусства, объединённая одной темой «Христианские Храмы». Удачным началом для собирательства послужил приобретённый мною подготовительный рисунок М.В.Нестерова к картине «На Руси. Душа народа». Этот бесценный рисунок Нестерова явился как бы благословением великого художника к собирательству выбранной мною темы. Коллекция картин и рисунков начала двадцатого века постепенно разрасталась, появились работы А.К.Саврасова, П.Д.Корина, К.А.Коровина, Б.М.Кустодиева, Боголюбова, Н.Лансере, К.В.Лебедева, В.Р.Фалька, Ф.Ф.Федоровского, П.Петровичева. Имена этих великих мастеров, создавших славу русского изобразительного искусства, говорят сами за себя. Дополнили собрание произведения художников, имена которых стали широко известны уже в советское время, - это Кукрыниксы, Л.Сойфертис, Ф.Богородский, Т.Маврина, Е.Моисеенко, В.Стожаров, Т.Радимова, Т.Сельвинская, Т.Шевченко, С.Каманин, В.Переяславец.
Посещая мастерские ныне здравствующих художников, я не всегда встречаю взаимопонимание, не всем понятна моя идея собирательства и сохранения произведений. Государственные музеи и галереи из-за отсутствия средств редко покупают картины, рисунки, акварели современных художников. К сожалению, бывает и такое: после смерти художника наследники отдают всю коллекцию в дар государственному музею, и работы десятилетиями, а иногда и навсегда остаются в заточении, их нет в экспозиции из-за малых повесочных площадей, нет на передвижных выставках, и имя художника постепенно предаётся забвению. Моя задача как коллекционера дать возможность авторам не кануть в безвестное будущее, а сохранить имя автора и его произведение для будущего поколения. Порой приходится встречаться с глубоким равнодушием родственников к наследию ушедшего из жизни художника. Работы хранятся в недопустимых условиях, чаще всего в сырых подвалах, гаражах и сараях. В таких случаях приходится уговаривать наследников, объяснять, проявлять терпение, помогает и личное обаяние. В деле собирательства все средства хороши, потому что есть стремление и желание сохранить бесценные произведения искусства. К счастью, иногда встречаешься с людьми, которые понимают важность и необходимость собирательства и сохранения творческого наследия, они идут навстречу мне, за что я им очень благодарен, но, к сожалению, так бывает редко.
В моей коллекции есть художники «шестидесятники», куда вошли З.Церетели «Ангел» металл, эмаль. О.Савостюк «Север» х.м. Е.Шукаев «Старый город» б.ак. В 2006 году мне попался каталог «Графические произведения старых и новых мастеров». Внимательно разглядывая книгу, я обратил внимание на акварель В.Артыкова «Купола Горецкого монастыря», отвечающей теме моей коллекции. Я посетил мастерскую автора и узнал о том, что акварель была написана непосредственно на пленере в Переславле-Залесском. Работа заинтересовала острой композицией - над заснеженным крепостным валом вырастают на фоне вечернего тревожного неба купола православных храмов. Автор рассказал мне:
- Эту акварель я писал зимой, сознательно выбрав нижнюю точку смотрения, которая дала возможность увидеть группу церковных куполов, словно вырастающих из заснеженного откоса монастырского вала. Такой необычный ракурс помог мне раскрыть тему возрождения православия. Эта натурная акварель послужила мне эскизом для картины «Купола», показанной на нескольких московских выставках. Позже картина осела в личной коллекции Зураба Церетели. Акварель же я передаю в вашу, Георгий, коллекцию. Вот такими разными путями приходят ко мне авторские работы, и как писал признанный коллекционер Н.Аржаников: «Если картина вообще есть луч жизни или природы, преломившийся через призму души художника, то частная коллекция картин есть луч искусства, преломившийся через призму вкуса коллекционера».
Сложившееся собрание имеет почти тысячу произведений, что даёт мне возможность опубликовать альбом - каталог, где будут представлены все авторы с названием работы, указанием года создания и техники исполнения. Коллекция продолжает пополняться новыми именами и произведениями. Собирательство – живой организм, требующий непрерывной подвижнической работы, времени и полной отдачи.
Главное, что занятие коллекционированием не пустое увлечение, а дело, дающее возможность сохранить для потомков бесценные произведения искусства, не дать им исчезнуть из материального и духовного мира. Как тут не вспомнить слова великого русского коллекционера Павла Михайловича Третьякова: «моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь…»

Георгий Затикян
Действительный член (академик) Международной академии творчества
Член ТСХ России