"От Москвы до самых до окраин"

 

Фото: О.Агишева
На снимке: Первый заместитель мэра города Москвы Ю.В. Росляк , художники В.Артыков и Р.Исакова на открытии выставки "От Москвы до самых до окраин" в МЭРии Москвы.


Из статьи «Серебристый свет надежды» доктора искусствоведения, профессора Светланы Червонной «Живопись Владимира Артыкова – это ностальгия и мечта. Её содержание призрачно и потрясающе достоверно. Особый дар исследователя, необычный исторический ракурс художественного видения и творческого мышления художника воплощаются в реалиях любовно и тщательно воспроизведённого народного быта, в обладающих очарованием тонкой восточной миниатюры. Предельно точных и выразительных этнографических деталях, которыми насыщены его пейзажи, натюрморты, архитектурные панорамы, массовые сцены, всегда отмеченные печатью определённой эпохи. Сильнейшим художественным средством, обеспечивающим эффект такого призрачного растворения, является особенный свет, которым наполнена живопись Артыкова, который излучают его картины, в котором парят изображения, мерцают каракумские пески. Это не раскалённое белое солнце революционной романтики, это не золотой жар и зной утомлённой вечным праздником, обильной и счастливой земли. Это удивительный струящийся серебристый свет, очень редкий в реальном климатическом пространстве «солнечного края», спокойный и ровный, нежно смягчающий все яркие краски и жёсткие силуэты, объединяющий мироздание покоем. Это свет печали, свет прощания с далёкой землёй, свет памяти о ней, свет надежды». В.Артыков академик-секретарь Международной академии творчества. К значительным произведениям московского периода художника-шестидесятника В.Артыкова можно причислить картины: «Московское утро», «Благовест», «Светлый день», «Чужих детей не бывает», «Тарусский серебряный шар искусств». Произведения художника приобретены в Государственную Третьяковскую галерею, музеи России, стран СНГ и зарубежья. В.Артыков награждён: медаль «Шувалов» Российская академия художеств. «Орден Славы», «Золотая медаль Н.И.Сац» Международная академия творчества. «Золотая медаль ТСХ России».


Искусствоведы о художниках Международной академии творчества.

«СЕРЕБРИСТЫЕ ЗВОНЫ»

Евграф Кончин Заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза журналистов России, лауреат премии Союза СССР за серию статей о сохранении и реставрации памятников истории и культуры. За книгу «Моё поколение» в 2005 году автор получил «Золотую медаль» Российской академии художеств, книга была переиздана в Милане (Италия). Евграф Кончин написал около тридцати книг о художниках. В его новой книге «Холст как мера вечности» напечатаны статьи о художниках: Викторе Глухове, Александре Куприне, Владимире Игошеве, Гелии Коржеве, Викторе Попкове, Валентине Сидорове, Таире Салахове, Николае Ромадине, Зурабе Церетели, Марке Шагале,… В этой книге есть и статья «Серебристые звоны», она посвящена живописцу действительному члену Международной академии творчества Римме Исаковой. Автор исследует живопись художницы, представленной зрителям на её персональных выставках. Газета печатает статью Евграфа Кончина с небольшим сокращением: «… Римма Исакова прекрасно чувствует тончайшие, трепетные цветовые тональности, она умеет, как бы растворять один – два основных цвета во множестве еле уловимых оттенков, почти музыкальных созвучий, и даже небольшой холст превращается в многоцветную оду радости, душевного озарения, уносящие в какие-то необозримые волшебные дали. И вот такое очаровательное, почти магическое, цветовое раздолье. Пейзажи художницы музыкальны, напевны, мягки и светлы. И эта светозарность присуща почти каждой её работе. Будь то «Золотая речка» - обратите на авторское её цветовое определение. Сильная и выразительная «Ранняя весна», лучезарный солнечный холст «Река Ока», утопающая в золотистой листве «Осень». А в «Лете» зеленовато-серебристое буйство веток и листьев превращается в почти абстрактное фантастическое видение. И даже «Натюрморт с бутылкой» или фрагмент древней росписи в церковном портале смотрятся как чудные откровения. Римма Исакова обладает удивительной способностью, казалось бы, простые непритязательные сюжеты, обыденные сцены, натурные наблюдения посредством цветовых решений превращать в глубокие многозначные образы. Вот – «Рождественская звезда». Зима, ночь, громады зданий, с призывно освещёнными окнами, невесть откуда ниспадающий свет на голубоватые заснеженные крыши. И звезды-то нет, но вся картина создаёт ощущение праздничного ожидания, радости и душевного взлёта, всё это говорит о божественном появлении Рождественской звезды. И дивной своей кистью Римма Исакова умеет зажечь эту звезду в лучших своих картинах. Звёздные её произведения рождаются на натуре, в реальной действительности, в реальном пейзаже. Исакова умеет пленерную натуру своей цветовой одарённостью превращать в радостные, ликующие очаровательные образы, сродни музыкальным, когда в живописи как будто бы слышатся серебристые звоны. Цветовая одарённость Риммы Исаковой настолько широка, многогранна и многозначна, что иногда вспоминают Нестерова, Врубеля, французских импрессионистов, пытаются в них найти истоки её живописи. Вряд ли это правомерно, хотя такие невольные сравнения показывают уровень её мастерства, богатство её творческого потенциала. Если уж сравнивать художницу с кем-то ещё, то только с ней самой, с определёнными этапами её творческого развития. Я, например, считаю, что «Розовая зима» является её большим достижением… И не только, даже не столько в привычном белоснежном убранстве, а в голубоватых, сиреневых, розовых, фиолетовых, серебристых тонах с множеством оттенков, для определения которых и слова-то подобрать трудно, настолько богата палитра художницы. Тончайшее многоцветие картин Риммы Исаковой – главная особенность её творчества. При неброской красоте, жизнерадостности, возможности понимания любым зрителем её картины обладают магическим действием. Мы, наверное, несколько отвыкли, когда художник так просто, открыто, откровенно признаётся в любви к родной природе, к своей стране». Из книги Евграфа Кончина «Холст как мера вечности». Издательство «Живопись-Инфо» Москва 2009 стр. 108-109